Охрана здоровья
Воздушно-температурный режим
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей. Одностороннее проветриваниеВ холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Допускается снижение температуры на 1-2oC. Сквозное проветривание (в отсутствии детей): в холодное время проводится кратковременно (5-10 мин).
Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная на 2-3oC. Утром перед приходом детей к моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной.
Во время дневного сна, вечерней прогулки в теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении.
Воздушные ванны. Закаливание в условиях ДОУ.
Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды. Организм человека непрерывно подвергается воздействию внешней среды. Из всех факторов внешней среды наиболее длительное, АО существу непрерывное, воздействие на организм оказывает внешняя среда, солнечная радиация и вода. Организм человека приспосабливается к воздействию всех условий, уменьшая или увеличивая теплопотери, уменьшая или увеличивая приток крови к кожным покровам, что обусловлено расширением или сужением капилляров.
Чем меньше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее ребенок при неблагоприятных условиях среды может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела больше. Поэтому маленьких детей приходиться искусственно ограждать как от воздействия холода, так и отперегревания.
Закаливание следует рассматривать как важнейшую часть физического воспитания. Лучшими средствами закаливания являются солнце, воздух и вода. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма к низким температурам. Цель закаливания — выработать способность быстро изменять работу органов и систем в связи с изменяющейся внешней средой. А это вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора и постепенного повышения его дозировки. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным заболеваниям.
Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, работоспособностью. Хороших результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур
Принципы закаливания
Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Закаливание лучше начинать в летнее время года.
Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме. Обливание проводятся после того, как ребенок привык к обтиранию, а к купанию — после того, как проведены обливания.
Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных на то оснований, так как при этом исчезают приспособительные изменения.
Комплексность. Все закаливающие мероприятия проводятся в комплексе. Так, например, воздушные ванны сочетаются с подвижными играми и физическими упражнениями.
Учет индивидуальных особенностей ребенка. На основании данных мер обследования, сведений от родителей, педагогических наблюдений дети делятся на 3 группы:
I группа — фактически здоровые дети.
II группа — дети, предрасположенные к частым простудным заболеваниям, которым закаливающие процедуры проводятся ограниченно.
III группа — дети, больные простудными заболеваниями, пороком сердца и др. заболеваниями, которым в условиях массового проведения, закаливающие мероприятия противопоказаны.
Закаливание воздухом
Воздухом закаливание проводят в любое время года.
В результате систематического пребывания на воздухе в организме ребенка вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливаться к новым температурным условиям. Эффект закаливания воздухом тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается его влиянию. Поэтому надо стремиться, чтобы дети приучались ходить в зимнее время в помещении в обычной одежде. Облегчать одежду надо постепенно. Большое влияние оказывают прогулки на свежем воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 час. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже 15 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 С и скорости ветра более 15 м/с.
Закаливание солнцем
Солнечные лучи содержат инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Главным образом оказывают биологическое влияние на живой организм ультрафиолетовые лучи. Под их влиянием ускоряются химические и биологические процессы в клетках и тканях, ускоряется общий обмен. Улучшается настроение, сон, аппетит, повышается работоспособность и общая сопротивляемость к различным заболеваниям.
Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред. Солнечные ванны нужно проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей. При малейшем ухудшении самочувствия, ребенка переводят в тень. В случаях появления сыпи на коже, бессонницы, головной боли, солнечные ванны отменяются. Ультрафиолетовые лучи применяют для дезинфекции игрушек, воздуха помещ ений.
Водные процедуры
Они могут быть местными (умывание, кожные ванны, обтирание или обливание до пояса), общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Их начинают с температуры +28 +36 С и проводят тогда, когда тело не переохлаждено и не перегрето.
Водные процедуры имеют преимущество в том, что их можно легко дозировать. Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Кроме того ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия. Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3-4 дня снижается по 1 С и доводится до 18-16 С.
Обливают стопы и голени ребенка. Продолжительность каждой процедуры 3-5 минут. Температура воздуха в помещении 20-18 С.
Купание в открытых водоемах — допускаются только здоровые дети. Начинать нужно при температуре не ниже +25 С воздуха и воды +23 С. Продолжительность первых купаний не более 2 минут, постепенно увеличивая до 8-10 минут. Купать после солнечных ванн. В жаркие дни можно разрешить купание 2 раза (после полдника, через 1,5-2 часа). (Новый СанПиН и работа с родителями).
Прием детей на воздухе в летний период. Утренняя гимнастика проводится в летний период на улице. В холодное время года проводится ежедневно в зале, одежда облегченная.
Форма спортивная. Для детей 5-7 лет проводится одно занятие в неделю круглогодично на воздухе (при наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям и при отсутствии у детей медицинских противопоказаний). Прогулка одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям. При неблагоприятны погодных условиях время прогулки сокращается.
Хождение босиком ежедневно. В теплое время года при температуре +20-+22 C. Дневной сон обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры.
Деятельность сотрудников дошкольного учреждения в осуществлении физкультурно-оздоровительной работы
Заведующий создает необходимые условия для укрепления здоровья детей, для обеспечения их питанием. Обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических правил, противопожарных мероприятий и других условий по охране жизни и здоровья детей. Отвечает за проведение ремонта. Проводит обучение и инструктаж по технике безопасности.
Старшая медсестра осматривает детей во время утреннего приема. Организует и контролирует проведение всех физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах. Осуществляет контроль за режимом дня. Оказывает доврачебную помощь. Наблюдает за динамикой физического развития детей. Проверяет организацию питания в группах. Следит за санитарным состоянием пищеблока и групповых комнат и других помещений учреждения. Проводит санитарно-просветительскую работу среди сотрудников детского сада и родителей. Следит за качеством приготовления пищи. Организует витаминизацию детей.
Старший воспитатель составляет циклограмму НОД с учетом возраста детей, план воспитательно-оздоровительной работы, регулирует двигательный режим в разных возрастных группах. Контролирует проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах. Наблюдает за динамикой физического развития детей. Осуществляет контроль за режимом дня. Проводит диагностику совместно с воспитателями по физической культуре. Осуществляет подбор пособий и игрушек в соответствии с гигиеническими требованиями к ним с учетом возрастных особенностей детей. Проводит консультативную работу среди родителей и педагогов по вопросам физического развития и оздоровления детей.
Педагог-психолог наблюдает за динамикой нервно-психического развития детей. Проводит диагностику психического здоровья детей и их эмоционального благополучия. Составляет коррекционные программы по улучшению эмоционального благополучия и нервно-психического развития детей. Проводит соответствующую коррекционную работу.
Музыкальный руководитель способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Проводит музыкальные игры и хороводы с детьми. Занимается развитием движений детей на музыкальных занятиях и в свободное от занятий время. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, досугов, праздников.
Воспитатели проводят утреннюю, пальчиковую гимнастику, гимнастику после сна, физкультурные занятия, досуги, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, индивидуальную работу по развитию движений, закаливающие мероприятия. Следят за здоровьем детей и их эмоциональным состоянием, информируют об этом медицинскую сестру, заведующего, педагога-психолога. Следят за температурным режимом, искусственным освещением, одеждой детей. Проводят диагностику двигательных навыков совместно со старшим воспитателем. На педагогических советах отчитываются о состоянии физического развития детей и проведении закаливающих мероприятий. Проводят просветительскую работу среди родителей и детей.
Младшие воспитатели организуют проветривание группы, спальни, приемной, туалета. Соблюдают санитарно-гигиенические требования при мытье посуды, уборке в групповых комнатах. Оказывают помощь воспитателю в закаливающих и оздоровительных мероприятиях
Завхоз обеспечивает правильную работу вентиляционных установок. своевременно производит замену постельного белья. Регулирует тепловой и воздушный режим детского сада. Следит за состоянием оборудования, здания, помещений, территории во избежание травмоопасных ситуаций. Контролирует соблюдение правил противопожарной безопасности.
Повар своевременно готовит пищу в соответствии с режимом детского сада. Проводит доброкачественную кулинарную обработку продуктов.
Дворник содержит в чистоте участок детского сада и подходы к нему. Своевременно убирает снег и сосульки с крыши. Следит за состоянием ограждения территории детского сада.
Сторож следит за дежурным освещением. Отвечает за противопожарную безопасность охраняемого здания.